Рост российских компаний-разработчиков программного обеспечения значительно увеличился
По итогам 2023 года их общий оборот вырос на 19,4%, достигнув 1,98 трлн рублей, согласно исследованию ассоциации «Руссофт».
В 2022 году прирост был менее значительным и составил 6,7%. Эксперты объясняют это тем, что в 2023 году экспортные доходы оказали меньшее влияние на совокупный оборот, тогда как продажи на внутреннем рынке заметно выросли. В частности, внутренние продажи софтверных компаний увеличились на 35,3%, достигнув 1,51 трлн рублей.
Аналитики отмечают, что на заказную разработку ПО на внутреннем рынке приходилось до начала 2022 года около 70% продаж сервисных компаний и до 20% – продуктовых компаний. По итогам же 2022 года эти показатели составили 60,2% и 7,7% соответственно, а по итогам 2023 года выявлено их еще большее снижение – до 28,9% и 7,4%. В «Руссофт» пояснили, что это сокращение отражает «стремление создавать новые решения на замену программным продуктам зарубежных компаний, которые покинули российский рынок после введения антироссийских санкций». «Также можно обоснованно предположить, что благодаря отмене НДС при продаже лицензионного ПО компаниям стало выгоднее продавать уникальные заказные системы в качестве тиражируемого ПО», – считают эксперты.
В свою очередь объем продаж услуг по заказной разработке ПО на внутреннем рынке составил по итогам 2023 года приблизительно 205 млрд рублей, значительно сократившись относительно аналогичного показателя в 2021 года и 2022 года – около 265 млрд рублей. «На продажи собственных программных продуктов пришлось 65,8% (годом ранее – 78%) дохода от работы на внутреннем рынке продуктовых компаний и 35,9% сервисных компаний (годом ранее – 10,6%). Общая выручка от этих продаж составила 865 млрд рублей. Данный показатель увеличился в 2023 г. на 35%, а в 2022 г. – в 1,5-2 раза. В 2021 г. в сравнении с предшествующим годом прирост оценивался в 20-28%», – отметили в ассоциации.
«Факт увеличения количества российских компаний РФ, использующих отечественные системы работы с данными до 77 %, является следствием нескольких факторов. И фактор импортозамещения, как ни странно, тут не является краеугольным камнем в основе данного факта. По крайней мере не напрямую. Прежде всего необходимо что стали развиваться те сферы, где востребованы базы данных, и, как следствие, есть интерес к системам управления баз данных. Если в период до пандемии это в основном были банковская сфера, телекоммуникационная сфера и маркетинг. То сейчас сюда добавились такие направления как электронная коммерция, интернет вещей, аналитика контента и цифровая безопасность. Прежде всего потому, что развитие получили сами данные направления экономической деятельности. При этом в изначально обозначенных сферах использовался прежде всего иностранный контент. С локализацией производства на территории России, увеличилось и количество тех компаний, у которых появилась потребность в создании и баз данных и работе с ними. После введения санкций и оттока иностранных компаний. Мы получили увеличение сегмента таких компаний. При этом, уходя из России, иностранные фирмы нередко запирали с собой ПО, так как не хотели оставлять его потенциальным конкурентам. Отсюда и возросший спрос на продукцию отечественного производства», — эксперт Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС Сергей Решетняк.